Развивающие занятия в детском саду "Большая Черепаха" | Частный детский сад и семейный клуб "Большая Черепаха" г.Сегриев Посад


Взрослый человек уже знает, что окружающий мир многообразен, интересен, красив. Вот и надо увлечь малыша исследованием мира: дать ему потрогать самому, почувствовать, узнать интересное у нас, взрослых. Только так появляется самостоятельно мыслящий, высокоинтеллектуальный, творческий человек. Для общего интеллектуального развития ребенка полезно пробовать свои силы в разнообразных занятиях. Важно лишь, чтобы эти занятия были ребенку интересны. И никогда не надо забывать, что ребенку в раннем возрасте важен не результат его деятельности, а процесс. Чем бы он не занимался. А этот процесс – игра.

При этом занятия в рамках вальдорфской педагогики имеют ряд особенностей, которые мы кратко подчеркнем ниже.

zanyatia1

Живопись

Мир, окружающий нас, наполнен красками, и каждая краска говорит с нами на своем особом языке, проявляется в только ей присущем действии, обладает индивидуальным качеством. Дети хорошо чувствуют этот язык и с удовольствием вступают в игру с красками.Специальных заданий для детей на занятиях по живописи нет, ведь их цель —не учить ребенка правильно рисовать, асоздать условия для переживания качества цвета, развить творческие силы личности. Работа с красками оказывает сильное воздействие на ребенка и поэтому проводится не чаще одного раза в неделю.«Мокрым по мокрому» - так можно назвать способ рисования, принятый в вальдорфском детском саду. Он более всего соответствует сути «детского», позволяя ребенку легко смешивать жидкие краски на влажной бумаге, получать плавные переходы между цветами, гармонично сочетать их между собой. Рисование осуществляется красками основных цветов:красной, синей, желтой. Все остальные цвета получаются смешиванием их самим ребенком в процессе рисования на мокрой бумаге. Отличительной особенностью является то, что нарисованные картины никогда не лежат просто так на полке и не выбрасываются, в вальдорфском саду все имеет смысл. Из этих рисунков мы потом делаем украшения для праздника или подарки родителям, например.

Рисование восковыми мелками

Рисование восковыми мелками не является такой же формой отдельных занятий, как живопись. Детское рисование, подобно свободной игре, - это выражение спонтанной детской активности. Обычно мы предлагаем рисовать восковыми мелками после тихого часа, но в отличие от красок, корзинка с мелками и бумага всегда находятся в доступном для детей месте, ребенок может в любой момент взять бумагу и начать рисовать. Восковые мелки при этом традиционно считаются более удобными для детской руки и рисования, чем обычные цветные карандаши. Хотя специальные задания для рисования в вальдорфскомдетском саду отсутствуют, воспитатель  - сознательно влиять на выбор детьми сюжета для рисования, ежедневно рассказывая сказку, показывая кукольные спектакли или рисуя что-либо рядом с детьми.

Лепка

Обычно мы лепим из воска, а в летнее время года иногда из глины. В рамках еженедельной выпечки мы лепим из теста. Почему именно воск? Потому что это абсолютно натуральный безумно приятный материал - он безумно приятно пахнет, создавая эффект аромотерапии, согревает физически и энергетически, обладает удивительной сенсорной приятностью и бактерицидными свойствами.

В ходе работы дети абсолютно свободны в том, что они захотели слепить или просто поиграть с воском. Часто в лепке с воском дополнительно применяются листья деревьев, растений, шишек, желудей, семян растений, что дает дополнительный стимул для творчества. Воспитатели никогда не навязывают малышам, что лепить. Их задача- пробуждение творческих сил ребенка и предоставление ему "пищи" для творчества, что в данном случае осуществляется через подражание ребенка взрослому. На глазах детей в руках наших воспитателей рождаются разнообразные фигурки из воска, а из них и из вылепленных детьми фигурок зачастую рождается волшебная восковая сказка, которую дети затаив дыхание слушают после окончания работы. В ходе восковой сказки слепленные фигурки будто оживают и рассказывают нам свою волшебную историю...

При лепке из воска с развитием интереса детей к лепке, обогащается их сенсорный опыт, развиваются органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закрепляются знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивается эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление, установление сходства и различия предметов, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Совершенствуются изобразительные навыки и умения, формируются художественно-творческие способности. Закрепляется чувство формы, цвета, пропорций.

Рукоделие

В рамках рукоделия мы работаем с бумагой, глиной, воском, природными материалами, непряденой шерстью, занимаемся ткачеством, плетением, валянием, шитьем, аппликацией и т.д.. Каждое рукоделие никогда не делается просто ради рукоделия, а имеет свой смысл - это или игрушка к предстоящему празднику, или подарок для родителей на праздник, или какая-то игрушка, т.е. ребенок понимает смысл своей деятельности и чувствует полезность своего труда. При этом мы стараемся развивать фантазию и творческую активность ребенка, предоставляя выбор в оформлении поделок, цветовом решении. Обучение при этом происходит в основном через подражание, а не объяснение. Разнообразное рукоделие служит развитию мелкой моторики и подготовке к школе, творческому и эстетическому развитию ребенка.

Музыкально-ритмические игры

В ходе ежедневной музыкально-ритмической игры ("хоровода", "райгена"), воспитатель как актер, используя стихи, мелодии, изображая движения людей, животных, характерные особенности других героев сюжета, проигрывает перед детьми небольшой спектакль, а дети повторяют, подпевают, воспроизводят это через подражание. Такой "хоровод" в вальдорфском детском саду включает в себя песни, стихи, пальчиковые, жестовые, народные подвижные игры, танцевальные движения, объединенные общим сюжетом.  Для каждой эпохи выбирается одна такая игра. Играя каждый день в таком "хороводе", дети легко и радостно подражают простым артистичным движениям воспитателя, естественным путем усваивают, запоминают стихи, песни,движения без специального заучивания. Такая ежедневная музыкально-ритмическая игра предоставляет многообразные возможности для речевого развития, благотворно влияет на сферу чувств ребенка, ритмическую систему организма, помогает оживить фантазию, развивает социальные способности. Необходимость выполнять в такого рода игре множество движений: прыгать, приседать, тянуться вверх, наклоняться, передвигаться то медленно, то быстро, следовать определенному ритмическому узору игры, др. положительно влияет на состояние организма ребенка в целом. В определенном смысле ежедневная музыкально-ритмическая игра, дающая разнообразную нагрузку на мышцы, может быть рассмотрена как своеобразное физкультурное занятие.

Пальчиковые и жестовые игры

В пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие игры дают нагрузку на мелкую моторику руки, способствуют речевому развитию и развитию своеобразной внутренней, душевной подвижности. Благодаря связи между движением различных частей нашего тела с корой больших полушарий, что особенно сильно выражено в отношении пальцев рук, данный вид игры способствует активизации деятельности клеток мозга, возникновению связей между последними; способствует подвижности речи и мышления в целом. При этом интеллект ребенка развивается самым естественным, здоровым образом. Обычно вводится одна пальчиковая игра в неделю, в которую могут играть несколько раз в день. Пальчиковые, жестовые и музыкально-ритмические игры тесно связаны с определенной эпохой и предстоящим праздником.

Рассказывание сказок

Ежедневно воспитатели рассказывают сказку, которую дети ждут с нетерпением. Сказка всегда рассказывается, никогда не читается, иногда сопровождается кукольным спектаклем или пальчиковым театром. Одна и та же сказка рассказывается слово-в-слово в течение недели, что дает ребенку ощущение внутреннего покоя, а также предоставляет возможность детям лучше понять смысл сказки, вжиться в нее. Сказка выступает одним из основных средств нравственного воспитания, т.к. ее образы обращены к самой душе ребенка. Велико значение сказки и в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни.

Театральная деятельность

Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в вальдорфском детском саду кукольный театр. Действующие, движущиеся куклы вызывают в ребенке "представление о живом", вызывают внутреннюю подвижность.Кроме того, время от времени дети сами участвуют в театральных постановках к празднику или показывают кукольный спектакль.

Музыкальные занятия

В нашем саду нет музыкальных занятий в их традиционном понимании, когда музыкальный работник играет на пианино, а дети по танцуют или поют по заданной схеме. Но каждую среду есть шумовой оркестр, в котором каждый может стать музыкантом. Как объяснить ребенку, что такое ритм? Да нужно, чтобы дети сами «сделали» его! Для этого и существует наш шумовой оркестр и специально подобранные куплеты, сочетающиеся с движениями.

Традиционные народные и подвижные игры

Подвижные игры оказывают благотворное влияние на развитие физической, интеллектуальной, эмоциональной сфер личности ребенка. Важно и то, что в этих играх ребенок реализует себя как социальное существо, учится сопереживанию, впитывает культурные традиции народа. Важным условием, отличающим используемые в вальдорфском детском саду подвижные игры от просто спортивных, является их образный сюжет, а также отсутствие акцента на состязательности детей друг с другом. Приоритет при этом отдается народным подвижным играм., особенно включающим в себя пение или танцевальные движения играющих. В такого рода "музыкальных" играх дети получают благотворные для их развития в целом переживания от ритмичности мелодий, звуковой гармонии, музыкальных образов. Особенно хороши народные игры, хороводы, способствующие приобщению детей к своим народным корням, культурно-историческим традициям.Подвижные игры могут проводиться как в помещении, так и на улице.

Настольные игры

В настольные игры обычно играют после тихого часа. Такие игры вводят понятие правил в жизни, благотворно воздействуют на психическое и умственное развитие детей, решают различные дидактические задачи в зависимости от вида игры, служат укреплению взаимоотношений в группе и развитию взаимопонимания, учат делиться, проиргывать, развивают внимание, служат подготовке к школе в общепринятом смысле.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание реализуется через подражание и участие детей во многих хозяйственно-бытовых делах: уборке помещения (наведение порядка в комнатах, вытирание пыли, мытье полов); изготовлении игрушек и украшении комнаты к празднику; приготовлении простой еды (салаты, бутерброды, сушка фруктов, варка компотов, выпечка печенья, пирогов, др.); сервировке стола; работе с комнатными растениями (полив, мытье, пересадка, размножение) и т.д. Особое место занимают работы в саду, в огороде, на участке детского сада. Непосредственный контакт ребенка с миром растений, животных, происходящий при этом, экологическая направленность многих видов деятельности оказывают на детей благотворное воспитывающее влияние в целом. Каждую неделю мы печем с детьми печенье, где дети сами месят тесто, лепят, вырезают печенье, украшают его, а потом съедают или торжественно угощают родственников.