Основные принципы вальдорфской педагогики и отличия | Частный детский сад и семейный клуб "Большая Черепаха" г.Сегриев Посад



Вальдорфской педагогике уже около 100 лет, первые детские сады появились в Германии в 1925г. На сегодняшний день в мире на всех континентах работают примерно 900 вальдорфских школ, 2000 вальдорфских детских садов, 500 лечебно-педагогических учреждений.
В России вальдорфская педагогика развивается с конца 80 годов ХХ века. В 1989 году открылся первый вальдорфский детский сад. В 1992 году – первые вальдорфские школы. На сегодня в России более 80 вальдорфских групп и инициатив и 25 школ. Много вальдорфских групп организуется в рамках государственных детских садов, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. За это время ваольдорфская педагогика значительно "русифицировалась", впитала в себя национальные традиции и культуру заместо немецких, сохраняя вместе с тем основные принципы и подходы неизменными.

Рассмотрим основные принципы вальдорфской педагогики и отличие от традиционных детских садов:

  • Каждый ребенок является личностью

Ребенок не является “чистым листом”, на котором можно написать что вздумается. Ребенок – индивидуальность. Он уже приносит с собой определенные свойства, склонности и предрасположенности. Мы, как воспитатели, должны помочь этой индивидуальности раскрыть свои способности и переработать свои слабости и проблемы. При этом усилия родителей, детских садовниц и всех остальных взрослых, участвующих в воспитании, должны соединиться в стремлении познать и понять индивидуальность ребенка, поэтому главным практическим навыком вальдорфской воспитательницы является точное наблюдение и действие, соответствующее обстоятельствам и натуре ребенка. Мы должны принять малыша, увидеть то, с чем он пришёл на землю и постараться дать малышу всё необходимое для развития его творческого потенциала. Ни в коем случае не диктовать ему жизнь, а помочь найти дорогу.

Мы уважаем личность малыша и его выбор, предоставляем ему свободу от оценки и принуждения. Мы никогда не оцениваем малыша, но даем ему направление через оценку его поступков. Мы предлагаем малышу разнообразную деятельность, но никогда не принуждаем его к ней. Если, например, у нас сейчас рисование, а малыш не хочет им заниматься, а хочет играть, никто не станет тянуть его в нежелаемую деятельность.

  • Ребёнок живёт и развивается из подражания

Все происходящее в окружении ребенка производит на него глубокое впечатление, но одновременно побуждает его повторить усвоенное, воспроизвести самостоятельно благодаря огромной силе воли. Самым основным человеческим умениям – ходьбе, речи и мышлению – ребенок научается в первые три года благодаря подражанию. Подражание живет в ребенке как внутренний импульс. В первые семь лет он по-настоящему учится только через подражание.  Это значит, что люди, окружающие ребенка, все время служат ему примером – и в движении, и в речи, и в понимании, и в действии. И если люди хотят добра ребенку, все их действия должны быть осмысленными, красивыми, добрыми – то есть заслуживающими повторения. Именно поэтому к воспитателям предъявляются особые требования как достойному образцу для подражания, воспитатель постоянно находится в самосовершенствовании.

Ребенок гораздо лучше учится не через объяснения, а через действия. Ребенок не склонен сидеть и выслушивать объяснения. Он расположен действовать и, действуя, узнавать. Ему хочется все потрогать, проверить, рассмотреть, испытать. И в нашей педагогической деятельности мы должны предоставить ребенку широкие возможности для собственных опытов. И в то же время не лишать его нашей заботы, благожелательно и разумно вести ребенка. Маленький ребенок не может мыслить абстрактно. Все, что он воспринимает со слов, он увязывает с живым, реальным, видимым, конкретным. Ребенок мыслит по-другому, не так, как мы, взрослые. И если взрослые не вникают в то, каким дети видят мир, а навязывают свое понимание, то тем самым естественное развитие детей затормаживается.

  • Главной и самой важной деятельностью детей дошкольного возраста является игра

В саду мы культивируем многообразные формы игровой деятельности - «свободную игры», ритмические игры, пальчиковые игры и традиционные народные игры. Кончено, в саду есть и занятия  -живопись, лепка из воска, пение, танец, ритмика, поделки, театрализованные представления, сказки и т.д., но к ним мы никогда не принуждаем детей. Важнейшей деятельностью ребенка является именно свободная игра, то время, когда дети свободно играют маленькими группами, используя подходящие игровые материалы, а взрослые заняты деятельностью, необходимой для жизни группы - рукоделием или хозяйственными делами.  Главное – чтобы дети видели взрослых работающими, могли поработать вместе с ними и перенести в свою игру элементы взрослой трудовой жизни.  В свободной сюжетно-ролевой игре  ребенок постигает мир и выражает себя, развивают свою фантазию, мышление, волю. Это важнее, чем различные интеллектуальные занятия. Задача воспитателя при этом— помочь каждому ребенку найти свою игру, свое место в игре, помочь детям полнее войти в игру. Играть, заниматься творчеством (живопись, лепка, пение, танцы) и подражать взрослым занятиям (подметать, чистить овощи, вытирать пыль, шить) — вот подходящие занятия для детей. В наше время дети, окруженные невероятным количеством самых разнообразных игрушек, почти не умеют играть. Их игры примитивны и однообразны и часто сводятся к простому манипулированию предметами. Детей просто никто не учит играть, мы - учим.

В связи с этим особым приоритетом становится создание пространства, способствующего развитию свободной игры. Уникальные игровые домики создают множество игровых ситуаций  - гараж, кукольный домик, магазин, корабль, ферма и др. Все игрушки созданы только из натуральных материалов, приятны на ощупь, что положительно влияет на сенсорику, и имеют неброскую окраску, развивая эстетический вкус у ребенка. Все игрушки как бы не полностью закончены или многофункциональны, они оставляют пространство для развития фантазии ребенка, домысливания. В вальдорфском саду нет места кислотно раскрашенному пластику и плюшевым всегда улыбающимся и мало соответствующим действительности зверям. Такие игрушки холодны, закончены, они представляют собой законченную фантазию взрослого, а ребенку остается минимальное пространство для творчества и игры. Игрушки в нашем саду - это специальные вальдорфские куклы, кукольная мебель и посудка, деревянные машинки и конструкторы, вязаные, деревянные или сшитые из фетра животные, игровой шелк, стойки, мгновенно превращающиеся в домик и еще много во что, природный материал - спилы и чурбачки, служащие для конструирования, каштаны, желуди, шишки, камни, ракушки и др. Многие игрушки делаются вручную воспитателями и родителями и хранят теплоту сделавших их рук.

  • Ритмическая организация жизни в саду

Ритм и повторение являются важнейшей организационной основой жизни в саду. Жизнь в группе организуется в соответствии с ритмами дня, недели, месяца и года. Ритмы пронизывают все существование человека: кровообращение, пищеварение, дыхание, бодрствование, сон и многое другое – это наши внутренние ритмы. Ритмы окружают нас и во внешнем мире: смена дня и ночи, тьмы и света, времен года и т.д. Ритмическая система организма, имеющего своим центром сердце и легкие, располагается между полюсом концентрирующейся в голове нервной системы и органов чувств и системой обмена веществ и конечностей. То или иное заболевание можно трактовать как смещение равновесия в строну одного из этих полюсов, ритмическая же система представляет собой некое динамическое равновесие — источник здоровья.

Для ребенка внешняя ритмическая организация жизни имеет первостепенное значение, помогая здоровым образом наладить  еще не сбалансированные внутренние ритмы. Ритм помогает ребенку легко переходить от деятельности к деятельности, вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности и является важнейшим условием душевного благополучия ребенка. Ритм дня представляет собой чередование "выдоха и вдоха", т.е. самостоятельных форм детской активности, когда ребенок выражает и проявляет себя (выдох), и занятий с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое (вдох).

  • Создание атмосферы, благоприятной для развития

Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой дружной семьи, чем работу «учебного заведения». Мы стараемся дать ребёнку уверенность, что у него всегда есть и будет наша любовь – безусловная, которая не зависит от того, совершил он сейчас плохой или хороший поступок. Мы создаем в группе атмосферу уюта, любви и доверия.  В вальдорфской педагогике мы стараемся делать всё, для того, чтобы этот человечек смог идти по жизни самостоятельно и независимо. Наша задача - научить ребенка выстраивать жизнь среди других, относиться ответственно к любому делу, уметь выбирать важное, проигрывать и выигрывать, признавать и исправлять ошибки и просто завязывать самостоятельно шнурки.

  • Разновозрастная группа

Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год – сильным умным, справедливым. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они главные помощники воспитателя, им разрешается то, что не разрешено младшим. Кроме того, старшие дети знают много интересных игр, умеют прыгать через скакалку, ловко кидать и ловить мяч, быстро бегать. Они могут прийти на помощь, успокоить и помирить малышей.
Со временем ребенок постепенно осваивает все эти сложные действия, как бы дорастает до них. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьезные дела – например, порезать фрукты и овощи для обеда, организовать игру и т.п. Ребенок становится “взрослым”, теперь уже он сам помогает воспитателю, он сам может прийти младшим на выручку. И это ощущение, что очень важно, созревает в самом ребенке. Воспитателям не нужно специально учить детей правильно вести себя. Ребенок получает такой опыт, творчески повторяя действия старших детей.

Старшие дети получаю не меньше преимуществ. Они учатся быть толерантными и терпеливыми, учатся помогать малышам и защищать их, развивают чуткость и душевное тепло. Мы всегда подчеркиваем, что старшие ребята служат образцом для подражания для младших детей, что накладывает на старших детей определенную ответственность и служит личностному развитию старших детей. Дело и игра в группе найдется для всех, просто участвовать старшие и младшие дети могут на разном уровне и есть дела и деятельность, которые выполняют только старшие.

  • раннее развитие, а не раннее обучение или раннее развитие интеллекта.