Готовность к школе | Частный детский сад и семейный клуб "Большая Черепаха" г.Сегриев Посад

Вопрос, который волнует большинство родителей (и чем ближе к школе, тем больше) - насколько же мой ребенок, посещая данный детский сад, будет готов к школе?

Для начала следует понять, что есть готовность к школе. Современное определение готовности к школе таково:
"Готовность к школе - это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения для того, чтобы овладеть достояниями и орудиями культуры (письмо, чтение, счет, знания и т.п.) и извлечь из них пользу для своего развития в моторном, эмоциональном, личностном, социальном и когнитивном отношении".

При этом компетентности отличаются от способностей привязкой к реальной ситуации. Например, если у ребенка хорошо развита речь, то это еще не значит, что у него развита коммуникативная компетентность. Например, ребенок может выйти к доске и вдруг потерять дар речи, не мочь связать двух слов. Т.е. хорошего развития речи недостаточно, для того, чтобы в данной конкретной ситуации успешно общаться, необходимо сочетание с эмоциональной стабильностью, развитием воли (умением преодолеть страх и неуверенность), а также потребность выражать свои мысли и чувства, т.е. мотивация речевого общения.

Компетенции, которыми должен обладать ребенок, чтобы успешно  учиться в школе, можно разбить на 4 большие группы.

Эмоциональная готовность

  • Умение адекватно переносить разочарования и обходиться с ними. Например, для ребенка может стать разочарованием, когда он что-то знает, хочет ответить и тянет руку, а его не вызывают, в результате он может перестать принимать активное участие в уроке.
  • Способность выдерживать нагрузки. Трудные задания, объяснения учителя могут вызвать ощущение  "я никогда с этим не справлюсь", "я не понимаю, чего вообще она (учительница) от меня хочет". Устойчивость к подобным нагрузкам  - также важная часть эмоциональной компетентности.
  • Умение не бояться новых ситуаций.
  • Уверенность в себе и в своих силах.

Социальная готовность

тесно связана с эмоциональной. Ребенок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам вне зависимости от того, мешает ли он своим поведением другим детям и учителю. Она включает:

  • умение выслушивать других;
  • умение чувствовать себя членом группы;
  • понимание смысла правил поведения и обхождения людей друг с другом и умение следовать им;
  • умение конструктивно решать конфликтные ситуации и приемлемо себя вести в спорных ситуациях.

Моторная готовность

  • Способность проявлять собственную инициативу и активность. Сюда относится то, насколько ребенок владеет своим телом, насколько он способен воспринимать его, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы.
  • Владение мелкой моторикой (ловкость пальцев и рук), координацией глаз-рука.
  • Владение грубой моторикой (умение прыгать через скакалку, например, играть в мяч, держать равновесие и т.д.), умение воспринимать равновесие, тактильные и кинестетические ощущения.
  • Умение адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними.

Когнитивная готовность

Традиционно считается основной формой готовности к школе. Сюда относится:

  • способность некоторое время удерживать внимание на на выполнении задачи и сконцентрированно работать
  • способность к краткосрочной слуховой (понимание на слух) и зрительной  памяти для того, чтобы мыслительно переработать и привести информацию в логическую взаимосвязь
  • общий интерес у учению, любопытство и любознательность по отношению к новому, ведь в процессе учебы будут как интересные, так и неинтересные для ребенка темы и необходимо уметь делать что-то, что неинтересно и скучно, по крайней мере сначала.
  • понимание ребенком взаимосвязей и закономерностей (если ...то, потому...  что и т.д.), овладение начатками логического мышления, с тем, чтобы ребенок мог интегрировать получаемую информацию в уже имеющуюся и выстраивать на ее основе разветвленную сеть взаимосвязанных знаний. Нарушение этого механизма ведет в механическому заучиванию и воспроизведению, а это не служит развитию личности и мышления в целом, быстро забывается. Важнейшим средством развития логического мышления при этом является овладение языком, язык сам по себе логичен. Когда мы слышим или читаем какую-то историю, то отдельные предложения в ней выстраиваются во взаимосвязанную нить благодаря языку. Повседневные действия также подчиняются логической закономерности, поэтому активное участие ребенка в повседневной жизни (покупка продуктов, стирка, уборка, готовка и т.д.) также являются эффективными стимулами развития логического мышления.

Ребенок не должен владеть всеми этими качествами в полной мере, чтобы быть готовым к школе, таких детей практически не бывает, но данные способности должны быть развиты в достаточной мере, чтобы успешно учиться.
Как правило, традиционное тестирование при приеме в школу ограничивается только когнитивными признаками. При этом тестируется способность понимать содержание речи, логическое мышление, память, концентрация и внимание, понимание размеров и величин, множеств, способность видеть и рисовать простые формы, узнавать формы, координация глаз-рука, способность планировать действия и выполнять инструкции, способность воспринимать информацию на слух, способность отчетливо говорить, фонологическое сознание, осознание схемы тела. Это очень узкое понимание, охватывающее (притом не полностью) только когнитивную  готовность к школе. При этом за бортом остаются не только эмоциональная, социальная и большая часть моторной готовности к школе, но и реальное владение речью, творчество, воображение.
При этом часто встречается, что если по одним таким тестам одни и те же дети оказываются не готовы к школе, то по другим оказываются готовы.  Кроме того, около 50-60% детей, показавших на таких тестах неготовность к школе и тем не менее принятых в школу, успешно справляются с обучением. С другой стороны, большое число детей, показывающих на данных тестах готовность к школе, в дальнейшем имеют серьезные трудности с обучением. При этом предполагается, что ребенок должен "доказать" свою готовность к школе, а сама школа не должна доказать свою "готовность к детям", т.е. помочь детям адаптироваться к ней. Из-за этой разности в качестве школ, в "готовности к детям", дети, не выдержавшие испытания, в одних школах успешно учатся, а в других терпят неудачу. Данные тесты не учитывают состояние ребенка в момент обследование (здоровья, настроения, выспался ли он) и благожелательность окружающих в момент тестирования, что существенно влияет на результаты тестов.

Именно поэтому, мы призываем родителей не ориентироваться на  традиционное школьное тестирование как показатель готовности к школе и не сводить детство как подготовку к такому тестированию и к готовности к школе именно в таком узком "когнитивном" понимании. Более-менее адекватное понимание готовности к школе может дать только наблюдение родителями (или психологами) ребенка в естественных ситуациях в течение нескольких месяцев с последующим заполнением опросника для родителей на основе такого наблюдения (пример такого опросника есть в книге В. Загвоздкина  "Готовность к школе. Методическое пособие для родителей").

В традиционных детских садах основной упор делается на когнитивной готовности к школе. В рамках вальдорфской педагогики мы подходим к готовности к школе шире, как описано выше. Мы стремимся к действительно полноценному развитию, включая эмоциональное, духовное, социальное, физическое, творческое. Как?

Прежде всего, уделяя большое внимание развитию свободной игры ребенка.  В ходе свободной игры ребенок сталкивается со множеством игровых ситуаций, учится взаимодействовать с другими детьми, конструктивно решать конфликты. Свободная игра великолепно развивает фантазию и творчество, а специально подобранные игрушки, оставляющие пространство для "додумывания" и полета мысли, дополнительно способствуют этому. Свободная игра также развивает эмоционально, ведь в процессе игры ребенок испытывает разнообразнейшие эмоции, вживается в различные образы, способствует активному выражению ребенка. В процессе игры активно развивается и совершенствуется речь ребенка.
Пальчиковые игры, многочисленное разнообразное рукоделие прекрасно развивают мелкую моторику. Разнообразные подвижные игры, специальные игровые домики, специально оборудованная детская площадка со спортивным оборудованием естественным образом развивают детей физически, грубую моторику, учат держать равновесие, лазать, преодолевать препятствия. Разнообразные игры, в т.ч. свободная игра, способствуют "укорененности" в своем теле, что тесно связно со способностью к концентрации, являющейся составной частью когнитивной способности к обучению. Развитие восприятия собственного тела и его возможностей - это я могу, я сумею с этим справиться -  сообщает ребенку общее позитивное ощущение жизни - чувство жизни, которое выражается в том, что детям доставляет удовольствие преодолевать трудности, воспринимать препятствия и испытывать свои ловкость и умение, что есть важнейшая часть моторной готовности к школе.
Ритмическая организация жизни ребенка в вальдорфском саду, постоянные повторения  способствуют тому, что все знанию ребенка складываются в разветвленную сеть взаимосвязанных элементов, пропущенных через индивидуальное понимание, глубокому понимаю взаимосвязей и закономерностей. Это является непременным условием умения справляться с проблемами в различных жизненных ситуациях и прекрасной основой для осознанного школьного обучения. Кроме того, ритмическая организация является важнейшим условием эмоциональной стабильности ребенка.
Осознанное проживание цикла времен года и праздников, сказки и общая волшебная атмосфера сада, подражание воспитателю, к которому предъявляются высокие морально-этические требования как образцу для подражания, способствуют существенно более глубокому, чем в традиционных садах, духовному и эмоциональному развитию, развитию эмоционального интеллекта.
Лепка, живопись, рисование восковыми мелками, рукоделие дополнительно развивает ребенка творчески, музыкально-ритмические игры и еженедельный "оркестр" - музыкально. Использование только натуральных материалов, вся среда вальдорфского сада, а также специально подобранные игры направлены на сенсорное и эстетическое развитие ребенка.
Как же традиционное когнитивное развитие, развитие логики, обучение счету и письму спросите Вы?

До шестилетнего возраста специальных целенаправленных занятий в этой области в рамках вальдорфской педагогики нет. Логическое  и интеллектуальное развитие (в общепринятом узком понимании) встроено в саму организацию жизни, в участие ребенка в различных делах группы.  Такое абстрактно-логическое мышление в рамках вальдорфской педагогики считается несвойственным детям дошкольного возраста, ребенок мыслит живо, образно и развивается в этом возрасте через подражание, а сугубо интеллектуальное развитие - это задача скорее уже второго семилетия. Счет мы учим естественным образом в ходе игры "В магазин", накрывая на стол и считая ложки-тарелки, деля что-то между детьми. Отсутствие раннего интеллектуального обучения сохраняет к школе любознательность ребенка, живой интерес к обучению. Несмотря на всеобщую тенденцию к раннему обучению и развитию, общая готовность детей к школе падает год от года, все больше проблем с обучением к школе, что происходит именно из-за недоучета и недоразвития прочих компетентностей в ущерб абстрактно-логическому развитию.

Однако понимая требования современной невальдорфской школы мы занимаемся с  шестилетними детьми  дополнительно. В рамках таких занятий осваивается чтение (если не освоено ребенком раньше), развивается счет, копирование простых геометрических фигур, выполнение устной инструкции, простой рассказ по картинке и прочие виды деятельности, которых нет в программе вальдорфского детского сада, но которые составляют предмет обычных традиционных занятий с детьми-дошкольниками.

В результате мы имеем к школе всесторонне готового и развитого ребенка, как когнитивно, так и эмоционально, физически, социально, в противовес традиционной системе, готовящей ребенка в основном когнитивно.